Сергей Феофилов: «Эпоха низких затрат для масличного рынка заканчивается»

Сергей Феофилов: «Эпоха низких затрат для масличного рынка заканчивается»

Руководитель «УкрАгроКонсалт» – о рыночных ценах, амбициях отрасли и национальном бренде подсолнечного масла

Сергей Феофилов: «Эпоха низких затрат для масличного рынка заканчивается»

Масличный рынок – один из наиболее высокоприбыльных в украинском агросекторе. По мнению генерального директора консалтингового агентства «УкрАгроКонсалт» Сергея Феофилова, даже после того, как зерновые культуры за последнее время выросли в цене на 15-20%, они не опередили масличные по прибыльности, и поэтому площади под подсолнечником, соей и рапсом в Украине будут расширяться и далее. Однако прибыльность масличного сектора имеет тенденцию к снижению, одним из подтверждений чего служит тот факт, что владельцы перерабатывающих предприятий начали прибегать к помощи парламента. А именно – пролоббировали через Верховную Раду отмену возмещения НДС при экспорте сои и рапса. «Это свидетельствует о том, что без помощи нардепов украинским товарам уже сложно конкурировать на мировом рынке», – считает Сергей Феофилов, и отмечает, что теперь владельцам масличного комплекса пора корректировать стратегию своего развития.

iAgro расспросил Сергея Феофилова о том, почему масличному сектору нужно менять стратегию, в чем она должна состоять, и будет ли подсолнечник столь же популярен у аграриев через пять лет.

Что ждет украинский масличный рынок в ближайший год?

– Мы прогнозируем, что в текущем сезоне, который закончится в августе 2019 года, переработка подсолнечника и производство масла будут на высоком уровне, и это, безусловно, приведет к росту запасов и, вполне возможно, будет оказывать давление как на внутренние, так и экспортные цены.

Инвестиции в перерабатывающие мощности продолжают идти – у нас, например, на столе лежит проект строительства завода по переработке сои. И это хорошо. Но это хорошо на растущем или хотя бы стабильном рынке. А мы сейчас видим, что этот рынок имеет тенденцию к снижению, и нужно принимать меры. Нужны инвестиции в новые направления, в повышение уровня переработки масличных.

Мы уверены: наступает время, чтобы скорректировать стратегию развития масличного комплекса. Прежде всего, нужно развивать национальный бренд экспорта подсолнечного масла, ведь это позволит решить целый ряд вопросов – и обеспечить прибыли компаниям, и даже наполнить бюджет. Создание и продвижение национального бренда подсолнечного масла будет значительно способствовать улучшению показателей работы масличного комплекса Украины.

Сколько может продлиться период низких цен на масличном рынке?

– Очевидно, что на ближайшие 12-18 месяцев эта тенденция сохранится, но затем очень многое будет зависеть от процессов перераспределения потоков – продолжится ли противоречие на глобальном рынке, пойдет ли расширение площадей в Латинской Америке, какая культура будет замещать американскую сою. Сейчас практически все прогнозы на срок свыше 12-18 месяцев имеют очень низкую надежность. Потому что в большей мере тут играют роль политические процессы.

Вы говорите, что вопрос о брендировании украинского масла поднимаете уже третий год. Но наши производители как-то не спешат создавать национальный бренд. Почему? Они себя пока неплохо чувствуют и без этого?

– Скорее всего – да. Они в любом случае получают достаточную маржу, что позволяет не думать о завтрашнем дне. Но эта ситуация может измениться, и она уже меняется. Потому что мы изучали соотношение между показателями экспорта в физическом выражении и в деньгах. В тоннах – восходящий тренд, а по выручке – нисходящий. Это оценка всего масличного сектора на макроуровне.

Если экспортировать просто сырье – мы получим одну выручку, а если будут инвестированы значительные средства (я сразу оговариваюсь, что это непростой проект), если инвесторы сочтут нужным инвестировать в создание национального бренда, то выручка за товары из Украины будет намного больше вследствие другого позиционирования. Ведь сейчас позиция украинского экспорта – это сырье. А каким может быть национальный бренд? Это может быть акцент на здоровое питание, на соблюдение различных полезных для здоровья диет, может быть продвижение позитивных качеств именно украинского подсолнечного масла.

Брендирование – это общемировая практика?

– Возьмем оливковое масло. В феврале я был в Дубае и сфотографировал большой павильон и ряды с Tunisian olive oil. Хотя оливковое масло производится в Греции, Италии, Испании, но Tunisian olive oil – это же бренд.

Во сколько может обойтись такое брендирование украинского подсолнечного масла для мирового рынка?

– Дорого!

Десятки миллионов долларов?

– Думаю, на порядок больше. Сотни миллионов. Это может стать реально национальным проектом, потому что наше масло нужно продвигать в мире, а не на своем рынке за счет рекламы на «1+1». На нашем телевидении национальный бренд продвигать не нужно – мы и так его прекрасно знаем.

Сейчас в Украине подсолнечником засевается 6-7 млн га. Будет ли эта культура занимать такое же важное положение в украинском агросекторе через пять лет?

– Будет. Потому что у нас 20 млн тонн мощностей по переработке. И есть спрос. Но важно отметить, что пока масличный комплекс работает в рамках предыдущей стратегии, когда земля и рабочая сила были дешевыми, энергия – также была дешевой, и за счет этого Украина выскочила на первые места. Это супер, что наши производители использовали этот фактор низких затрат. Честь им и хвала. Но это заканчивается. Для того чтобы производить больше, необходимо покупать технологии. А технологии всегда дорогие.