Детский огород: как заработать на проросших семенах и любви рестораторов к эстетике
владелец компании «Порция здоровья»

Детский огород: как заработать на проросших семенах и любви рестораторов к эстетике

Рынок микрогрина в Украине только формируется, но конкуренция на нем уже есть

Детский огород: как заработать на проросших семенах и любви рестораторов к эстетике

iAgro продолжает серию публикаций, посвященных нишевому агробизнесу в Украине. Мы уже рассказывали о том, как в западных областях выращивают буйволов и племенных овец. Затем сфокусировали внимание на растениеводстве – освоении рынков аспарагуса и фундука, потом познакомились с нюансами производства аутентичного алкоголя,  выращивания тропических фруктов и восточной пряности – шафрана, а также – особенностями производства бататахаляльной говядиныамарантакиви и выращивания редких растений с целебными свойствами. Рассказали о том, как украинские фермеры культивируют южную ягоду – кизил и «французский деликатес» – трюфель. Теперь предлагаем узнать, как украинские рынки покоряет западный тренд – микрогрин, или проросшие семена различных растений. О нюансах этого бизнеса iAgro рассказал владелец компании «Порция здоровья» Иван Воробьев.

Микрогрин – это маленькие ростки различных культур, которые употребляются в пищу как приправа, а также служат для украшения блюд. Я начал заниматься микрогрином шесть лет назад – тогда работал поваром и задумался о том, как бы пооригинальнее украсить блюдо. Однажды я увидел, что на Западе принято использовать для этих целей побеги различных культур – микрогрин, или микрозелень, и решил попробовать выращивать ее самостоятельно. С этого все и началось.

Первая моя фабрика по микрогрину была обыкновенным гроу-боксом – специальным контейнером, в котором стены оклеены отражающей тепло и свет пленкой, с вентиляцией и автоматизацией, позволяющей поддерживать оптимальные световые, температурные режимы и режим влажности. Она располагалась в квартире и позволяла выращивать немного зелени, дохода приносила немного, но давала самое ценное – опыт.

Потом было несколько этапов работы с микрогрином – я менял места «дислокации», был опыт работы с разными партнерами, были и периоды, когда я сосредотачивался на других бизнесах и делал в выращивание микрозелени паузу.

Сейчас удалось найти партнеров, они вложили 20 тыс. долларов в создание теплицы, где производится только микрозелень. Выращиваем мы ее в пластиковых боксах, которые выпускаются для фасовки ягод при продаже в супермаркетах. Это очень удобно, поскольку в боксах уже есть отверстия для дренажа, а их размер идеально подходит для магазинных полок. В них зелень растет, в них же и уходит на продажу. Мы выращиваем микрогрин в кокосовом субстрате, хотя некоторые используют для этого торф.

Микрогрин в торговые сети поступает двух видов: срезанный и еще растущий. У каждого из видов – свое преимущество. Если говорить о ресторанах, у которых большое потребление микрогрина, то им некогда заниматься «стрижкой», поэтому они берут уже срезанный. Несрезанный микрогрин предпочитают те, кто хочет подольше сохранить свежесть растений.

Кроме ресторанов, основные потребители нашей продукции – люди, заботящиеся о здоровом питании. В ростках много полезных веществ, которые растение взяло фактически из зерна, не успев набрать ничего вредного из почвы, как это происходит в случае с обычными овощами.

В качестве микрозелени можно выращивать множество культур, но мы выбрали ростки подсолнуха, горошка, редиски, горчицы, рукколы, кресс-салата, кинзы, люцерны, лука, петрушки, укропа, кинзы – всего около 15 сортов. Все ростки разные по форме, цвету и придают блюдам разный привкус.

Основная проблема для предпринимателей, занимающихся микрогрином – семена. Очень трудно найти их с высокой всхожестью (более 80%) и с хорошей энергией семян, чтобы растения всходили одновременно (этот показатель должен быть выше 85%). Чем старше семена, тем более их всхожесть неоднородная, а это негативно отражается на продукции и внешнем виде – одни ростки уже достигли товарного размера, а другие – только проклюнулись.

Затраты на этот бизнес зависят от множества факторов. Например, насколько теплое помещение, в котором выращивается микрозелень, и нужно ли дополнительное его утепление или обогрев, какой длительности световой день вы настроите для растений и т.д.

Несмотря на то, что бизнес микрозелени в Украине сравнительно молодой, конкуренция на рынке все же есть – сейчас появилось много желающих им заниматься. Например, четверо из моих бывших сотрудников, работая у меня, набрались опыта, а потом ушли в самостоятельное плавание, и теперь они – мои конкуренты. Однако я считаю, что места на рынке хватит всем, поэтому не отказываюсь от консультирования тех, кто хочет заняться тем же.

Этот бизнес привлекателен для новичков еще и потому, что первоначальные вложения – относительно невелики. Я, например, когда оборудовал гроу-бокс в квартире, вложил всего 100 долларов. Если же настраиваться на более серьезные объемы производства, то затраты уже могут исчисляться десятками тысяч долларов.

Пока что в Украине потребление микрозелени, можно сказать, находится на микроскопическом уровне. Однако в перспективе он вырастет в объемах. Те же европейцы потребляют ее значительно больше, поэтому рынок и у нас будет расти вместе с ростом доходов населения.

 

Фото автора