Агробизнес и вузы: как «вырастить» грамотных специалистов
директор по персоналу Ukrlandfarming PLC

Агробизнес и вузы: как «вырастить» грамотных специалистов

И почему без участия государства в этом вопросе не обойтись

Агробизнес и вузы: как «вырастить» грамотных специалистов

Вопрос разрыва между качеством подготовки кадров учебными заведениями и требованиями к этим кадрам со стороны бизнеса обсуждаются в бизнес-сообществе уже давно. Этот разрыв иногда становится головной болью для компаний, которые остро ощущают нехватку профессиональных кадров. Проблема реформирования образования в государстве назрела уже давно. Директор по персоналу компании Ukrlandfarming PLC Наталья Романенко рассказала iAgro, какие проблемы в подготовке кадров видит большой бизнес, и на какие моменты следует обратить внимание при реформировании образования.

Этот год был для нас интересным относительно вызовов. Были обильные дожди, и наши агрономы с 10-летним опытом поняли, что все их знания и опыт, которые они имели в это время, надо переформатировать, так как система защиты растений, которая действовала последние три года, в этом году могла не сработать, и надо было придумать что-то новое. Этот пример демонстрирует, что аграрному бизнесу не следует ожидать от учебного заведения, что оно даст специалиста, который бы уже все знал, все умел, и сразу был готов работать. Но все же к вузам со стороны бизнеса есть пожелания улучшить качество подготовки студентов.

Например, основной проблемой аграрного образования сегодня является то, что вузы очень плохо работают над развитием гибких навыков, и в результате выпускники имеют знания, но не умеют их использовать. Бизнесу нужны такие компетенции, как широта мышления, амбициозность человека. Есть люди, которые мыслят в плоскости «я и моя семья» — они заработали деньги в компании, и все, на этом останавливаются. А для нас важно, чтобы люди мыслили себя в плоскости «я, моя семья, моя компания и мой город» — потому что тогда они хотят внедрять что-то новое не только для себя, но и для компании, и для общества, в котором живут.

Бизнесу нужна от выпускников вузов такая компетенция, как принятие эффективных решений и ориентация на результат, управленческая компетенция — делегирование, управление людьми, умение вести переговоры, налаживать контакты. Потому что сегодня у того же агронома гораздо больше функций — он должен провести тендеры, выбрать контрагентов, которые будут поставлять препараты, уметь объяснить что-то своим подчиненным и коллегам. Эти навыки сейчас выходят на первое место, уже недостаточно много знать, надо еще уметь эти знания применить.

Вузы сегодня не обучают студентов себя презентовать. К нам приходят выпускники, которые говорят: «я ничего не знаю, но я хочу работать в вашей компании». На самом деле, они умеют многое, но не умеют об этом рассказать, и им не хватает гибких навыков: как зайти в бизнес, как себя презентовать, как адаптироваться к этому.

И еще один момент — на сегодняшний день не во всех учебных заведениях есть достаточная техническая база. Мы, например, предоставляем им новую технику, но это не системная работа. И сегодня некоторые студенты не готовы работать в компаниях, потому что они просто никогда не видели современных импортных тракторов. Мы приводим к себе студентов, и показываем им, как мы из офиса контролируем операции, проводимые на поле: как мы контролируем использование удобрений и семян, как контролируем работу трактора, с какой скоростью он двигался. А студенты на все это смотрят с широко раскрытыми глазами — для них это просто космос, потому что учатся часто они на той технике, которую современные крупные компании уже не используют. И это является пробелом в подготовке студентов, и над тем, чтобы закрыть этот пробел, бизнес и работает.

UkrLandFarming сегодня сотрудничает с 22 учебными заведениями. И все крупные холдинги тоже движутся в этом направлении — все имеют базовые учебные заведения, проводят там презентации, участвуют в ярмарках вакансий, проводят обучение, имеют совместные проекты. Но в Украине кроме 18 крупных агрохолдингов еще 50 тыс. сельскохозяйственных предприятий, которые тоже нуждаются в молодых кадрах. И они могли бы присоединиться к их подготовке.

Но, чтобы сделать сотрудничество агробизнеса с учебными заведениями системным, надо чтобы к этому присоединилось государство.Оно должна стимулировать это сотрудничество бизнеса и образования. Было бы гораздо эффективнее, если бы бизнес не помогал образованию на благотворительной основе, а чтобы ему было разрешено инвестировать в развитие образования, но не из прибыли, а из операционных расходов. Государство в таком случае ничего не теряет, а для бизнеса — бонус. И это может стать весомым фактором для включения среднего и малого бизнеса в улучшение образования.

Еще одна проблема образования и бизнеса: иногда бизнес может сам подготовить для себя специалистов, например, тех же трактористов, и может сделать это даже быстрее и лучше, чем учебные заведения. Бизнес готов это делать, но возникает проблема сертификации этих специалистов. И, опять же, компания будет в это вкладывать средства, и естественно, она хочет, чтобы эти расходы относились к операционным расходам, а не делались из прибыли.

На Западе есть такое явление, как обучение взрослых — когда люди даже в зрелом возрасте получают новое образование. У нас, чтобы получить второй диплом, нужно учиться, как минимум, 2-2,5 года. Такой большой срок обусловлен тем, что в учебных программах много «воды». От нее можно было бы избавиться, сократив сроки обучения. Ведь не каждый взрослый человек в Украине готов потратить столько времени на получение второго образования. А нам нужно дать возможность взрослым людям получать новое образование, потому что сейчас все будет очень быстро меняться, и эти изменения будут касаться и рынка труда. Доступное образование для взрослых позволит и агробизнесу на местах находить такие нужные ему кадры — сегодня в селах есть много людей, которые не могут найти работу только потому, что не имеют соответствующего образования.