«Новые стандарты качества древесины – это попытка втиснуть ГОСТы в еврооболочку»
эксперт лесной отрасли

«Новые стандарты качества древесины – это попытка втиснуть ГОСТы в еврооболочку»

Переход на них никак не скажется на внешней торговле, но увеличит коррупционные риски на внутреннем рынке

«Новые стандарты качества древесины – это попытка втиснуть ГОСТы в еврооболочку»

С 1 января 2019 года в Украине начнут действовать новые национальные стандарты качества древесины, гармонизированные с европейскими, а все нормативы, введенные до 1992 года, отменяются. Эксперт отрасли Михаил Попков рассказал iAgro, какие негативные последствия от введения новых стандартов он видит, и почему они, по его мнению, создадут множество проблем на рынке.

Национальные стандарты принимаются в интересах лесного сектора страны и в обязательном порядке согласовываются со всеми его участниками. В Украине таких стандартов нет. Под видом национальных сектору предлагается набор европейских стандартов, переведенных на украинский язык, которые внедряются келейно.

Украина к их внедрению не готова, в связи с чем главным итогом проводимой кампании будет хаос во всех видах деятельности, связанных с классификацией, учетом, измерением древесины и т. п., и этот хаос негативно повлияет на работу всех сегментов лесного сектора. Последствия такого решения никто не просчитывал, однако, очевидно, что они будут разноплановы и негативны.

Стандарты влияют на очень многие аспекты государственного управления и хозяйственной деятельности: от измерения и учета древесины до формирования государственной статистики и взимания рентной платы за использование древесины. Сложности возникнут во всем и, по моим оценкам, для многих участников рынка они будут критичны.  К примеру:

  • в связи с переходом на измерения по срединному диаметру возрастет трудоемкость учета древесины и себестоимость лесозаготовок;
  • по той же причине потребители древесины лишатся возможности контроля объема поставок;
  • перевод техсырья для производственно-технических потребностей (ВТП) в категорию бревен приведет к коллапсу при начислении рентной платы и сделает нерентабельными рубки в усыхающих и низкокачественных лесах;
  • возникнут сложности в торговле, связанные как с формированием партий и лотов, так и с хаотичными колебаниями цен;
  • многочисленные сложности возникнут в ходе всех видов учета древесины, включая государственный и электронный;
  • особо отмечу, что возникнут разногласия в связи с несоответствием действующей методики материально-денежной оценки лесосек и новой системой классификации заготовленной древесины.

Что касается проблемы злоупотреблений, то анонсированный переход на новые стандарты скорее увеличит коррупционные риски при торговле древесиной на внутреннем рынке. На внешней торговле он мало скажется по причине моратория на экспорт деловой древесины (бревен и балансов). Новые стандарты не гармонизированы с таможенной классификацией и продолжают именовать дровами древесину, используемую в плитном производстве, поэтому возможности пересортицы не исключены.

В целом осуществляемый Гослесагентством переход «на новые национальные стандарты качества древесины, гармонизированные с европейскими» является ярким примером дискредитации действительно необходимых реформ. Стимулом для перехода на новые стандарты являются не интересы отрасли и страны, а давление Кабмина. Разработанные ведомством корректирующие таблицы свидетельствуют лишь о желании втиснуть привычные ГОСТы в еврооболочку и сохранить в структуре лесосечного фонда как можно больше древесины с грифом «дрова», за которые практически ничего не надо платить государству.

При этом в рамках проекта FLEG (Forest Law Enforcement and Governance, Правоприменение и управление в лесном секторе – проект, направленный на борьбу с нарушениями в лесном секторе) в 2013-2015 годах был проведен комплекс работ по подготовке новых стандартов и облегчению их внедрения:

  • разработан и вынесен на широкое обсуждение проекта единого для Украины документа, учитывающего как европейские требования классификации древесины, так и национальные реалии ее измерения;
  • подготовлено руководство, облегчающее переход на новые стандарты;
  • проведен пилотный эксперимент по проверке проекта в условиях реального производства.

Параллельно рекомендовалось изменить формы статистического учета древесины и нормы налогового законодательства, регламентирующие начисление рентной платы за ее использование.

Все эти работы и рекомендации были проигнорированы Гослесагентством. Результат – потеря четырех лет (Кабмин принял постановление о переходе на европейские стандарты еще в 2014 г., а Гослесагентство издало аналогичный приказ только 30 октября 2018-го), и нынешняя реформаторская спешка с вполне прогнозируемыми последствиями.