Максим Мартынюк: Я бы посоветовал инвесторам в АПК не идти по пути наименьшего сопротивления

Максим Мартынюк: Я бы посоветовал инвесторам в АПК не идти по пути наименьшего сопротивления

И.о. министра аграрной политики – о логистике, «передовиках» отрасли и земельной реформе

Максим Мартынюк: Я бы посоветовал инвесторам в АПК не идти по пути наименьшего сопротивления

iAgro завершает предновогоднюю серию итоговых интервью с первыми лицами Министерства аграрной политики и продовольствия Украины. Исполняющий обязанности министра агрополитики Максим Мартынюк рассказал о природе рекордного урожая, методах решения логистических проблем при экспорте зерна и планах на будущее – отрасли и свое собственное.

В конце ноября Кабмин назначил вас врио министра аграрной политики и продовольствия Украины. Поздравлять или сочувствовать?

Возложение обязанностей министра – это формальное требование в связи с голосованием Верховной Радой за отставку предыдущего руководителя министерства. Так что предлагаю обойтись по этому поводу вообще без эмоций.

Назовите топ-3 события 2018 года в аграрной сфере Украины или мира

В мире – торговый конфликт КНР-США и все производные от него, в первую очередь – изменение вектора аграрной торговли стран Латинской Америки. В Украине – обновление рекорда урожая, закрепление перехода на новую систему поддержки агросектора и запуск электронных земельных торгов.

Финальный результат урожая в 70 млн тонн – это стечение обстоятельств, в том числе погодных, или прогнозируемый итог системного последовательного развития технологий в украинском сельском хозяйстве?

И то, и другое.

В каком соотношении?

Думаю, 60:40 в пользу погоды. Никакие технологии не в состоянии были учесть и упредить то рекордное количество совершенно неожиданных погодных факторов, которые были в этом году: идеальная перезимовка озимых, затяжная зима вплоть до конца апреля, температурные рекорды мая, потом засуха, потом дожди…

Аграрные статьи в бюджете 2018 года в декабре были искусственно уменьшены на 2 млрд гривен. Это произошло из-за серьезной невостребованности денег со стороны аграриев?

Сокращение произошло и по программам других министерств – частично из-за невостребованности средств, частично – по причине невыполнения плана внешних поступлений, из-за чего возникла необходимость стабилизировать бюджет.

Но ведь господдержка не была выбрана полностью? Какой общий показатель?

Он разнится в зависимости от направления. Там, где программы были знакомы сельхозпроизводителям – например, компенсация стоимости сельхозтехники отечественного производства, показатели близки к максимальным. По новым направлениям был естественный период опасений, наблюдений, притирки – этим и объясняется невысокая динамика. Но около 4 млрд гривен в отрасль поступило.

Коллапс зерновой логистики традиционно возникает осенью на пике экспорта последние лет пять. В этом году впервые начал работать межведомственный штаб по решению этой проблемы. Участники рынка отзываются о его работе неожиданно позитивно. Расскажите – в чем конкретно состояла задача и работа штаба?

Вы правы в том, что логистические проблемы при экспорте зерна не разовые, а сезонные. Но в этом году мы имеем дело с рекордным урожаем и, соответственно, рекордным экспортом и рекордной нагрузкой на всю транспортную инфраструктуру – это стало понятно уже в сентябре.  Поэтому и было решено отрабатывать возникающие проблемы централизованно и в оперативном режиме. Заседания штаба проводились дважды в неделю в Минагроплитики. Собирались представители компаний, ассоциаций, руководство «Укрзализныци», по скайп-связи – руководители портов и региональных железных дорог, и разбирали буквально каждый конкретный случай: где что застряло и как сделать так, чтобы поехало. И если на старте работы штаба мне приносили сводку о накопившихся проблемах объемом в целую папку, то спустя пару месяцев их перечень умещался на одном листе. Безусловно, имело место естественное уменьшение ежемесячных объемов экспорта, но и все стороны процесса стали более дисциплинированы. Не вдаваясь в подробности, скажу, что не все проблемы были на стороне «Укрзализныци».

Почему главой штаба были назначены вы, ведь логичнее было бы видеть на этом посту представителя транспортного ведомства?

Изначально сельхозпроизводители позиционировались как пострадавшая сторона и, возможно, на уровне Кабмина посчитали логичным, что процесс решения их проблем возглавит человек, который в силу должности обязан отстаивать интересы аграриев. Но повторюсь, что логистические проблемы точно не сводятся к парадигме «хорошие трейдеры – плохой железнодорожный монополист». И совершенно точно, что штаб не является решением всех системных проблем, накопившихся в этой сфере.

Если ранжировать подчиненные Минагро ЦОИВы – Лесхоз, Рыбагенство, Госгеокадастр, Госпотребслужба, то какой участок был наиболее проблемным?

Давайте я лучше назову участок, результатами работы которого наиболее доволен. Это сфера земельных отношений и рыбхоз. У Госгеокадастра было рекордное по концентрации количество глобальных задач: передача в собственность объединенных территориальных общин более 1,5 млн га сельхозземель, проведение впервые с 1995 года нормативной денежной оценки 35 млн га земли, запуск электронных земельных торгов.  Все они были выполнены. А Госрыбагентство в этом году перешло из режима «выживание» в режим «развитие отрасли», и это вылилось в +60% к объемам вылова в Черном море, +7% объемов производства товарно-пищевой рыбной продукции, прирост показателей зарыбления, расширение его географии. Предполагаю, что часть этой динамики объясняется обелением отрасли, что является отдельным бонусом.

Если говорить о рыбхозе – по вашему мнению, является ли ситуация на Азове решаемой, или это новая реальность, которую нужно принять? Если второе, то какие трансформации она вызовет в АПК?

Высокие риски сохраняются, и сейчас нельзя спрогнозировать влияние, которое они окажут на отрасль, объемы и режим вылова. Что касается экспорта сельхозпродукции, то удельный вес портов Азова в зерновой перевалке – около 5%. Это не критичный масштаб, однако перенаправление и концентрация потоков усилит и без того высокую нагрузку на транспортную инфраструктуру.

Опишите, как сказалось военное положение, срок которого истек 26 декабря, на аграрном секторе. Складывается впечатление, что отрасль его не заметила.

Для АПК декабрь – период межсезонья, низкой деловой активности, и в этом контексте влияние ВП действительно было минимальным.

Мы фиксируем повышение стоимости фрахта и страховых премий для судов, следующих в Азов. Я слышал оценку дельты в 3-5 долларов на тонне груза уже через несколько дней после Керченского  конфликта. Но это связано не с самим режимом военного положения, а с риском повторения недружественных действий со стороны России, что и стало причиной его введения.

Дайте совет потенциальному инвестору, который планирует вложить деньги в украинское сельское хозяйство.

Не идти по пути наименьшего сопротивления – я имею в виду классические проекты в растениеводстве с годовым циклом производства, ориентированные на экспорт commodity. Смотрите шире – органика, лекарственные травы, закладка ореховых садов, животноводство. Здесь открываются куда более широкие и выгодные перспективы. Плюс – Кабмин заложил долгосрочные программы поддержки этих направлений и обеспечит их преемственность.

Чувствуете ли вы личную ответственность за продвижение в Украине земельной реформы, учитывая, что являетесь одним из разработчиков ее концепта, который правительство подает как базовый?

Я сторонник рынка в силу личных убеждений.  В силу должностных обязанностей я должен разработать такую модель, которая стимулирует развитие отрасли и упредит возможные риски. Но я не свожу земельную реформу к принятию закона «Об обороте земель». Мы делаем последовательные шаги по направлению к рынку: усилили защиту Государственного земельного кадастра, переведя его на систему блокчейн, уточняем данные о земельных участках, обеспечили взаимообмен с данными реестра вещных прав Минюста, сделав тем самым заслон от рейдерства, добились эффективной передачи земель госсобственности в аренду, запустили электронные торги. Даже передача сельхозземель из государственной в коммунальную собственность ОТО – что это, как не элемент земельной реформы? Параллельно занимаемся тем, что развенчиваем те мифы, которые накопились в обществе и политикуме за 25 лет системных осознанных запугиваний.

Оцените по 10-балльной шкале вероятность снятия моратория с 1 января 2020 года.

Не возьмусь прогнозировать. Слишком много переменных в политической конъюнктуре.

Кабинет министров находится на финальном этапе своей каденции, которая завершится после парламентских выборов, осенью 2019 года. Чем вы займетесь после этого?

Радикально менять род занятий не буду. В агросекторе и в экономике в целом остается много задач, которые нужно решать. Есть понимание, как это сделать, и я планирую его реализовать.