Закон о маркировке пищевых продуктов защищает не только потребителей
замруководителя проекта ЕС «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине», старший эксперт по вопросам европейского законодательства

Закон о маркировке пищевых продуктов защищает не только потребителей

Но и добросовестных операторов рынка

Закон о маркировке пищевых продуктов защищает не только потребителей

4 февраля президент Петр Порошенко подписал законопроект «Об информации для потребителей о пищевых продуктах» (№8450), принятый Верховной Радой еще 6 декабря прошлого года. Яна Добидовская, заместитель руководителя проекта ЕС «Совершенствование системы контроля безопасности пищевых продуктов в Украине», старший эксперт по вопросам европейского законодательства, рассказала iAgro, чем важен этот закон и на чьей работе скажутся его нормы.

Разработка этого законопроекта продолжалась более двух лет, велось очень долгое обсуждение, чтобы прийти к согласию между всеми заинтересованными сторонами.

По моему мнению, самое главное в законе то, что он касается не только маркировки пищевых продуктов или требований к этикетке, но и абсолютно всех средств, которыми информация о продукте может попадать к потребителю. Это является положительным и очень важным, так как вводятся требования о предоставлении информации потребителю на всех этапах. Также он содержит и требования к дистанционной продаже продуктов питания, к их реализации в учреждениях розничной торговли, ресторанах.

Закон содержит перечень информации, которую потребитель должен получать относительно пищевого продукта – не важно, это этикетка, или информация, которая прилагается к продукту, или сообщается потребителю, если он покупает его дистанционно. В частности, если покупка происходит через интернет, информация о пищевой продукции должна быть размещена на сайте или направлена ​​по запросу потребителя.

В законе также есть норма, что должен быть четко прописан перечень ингредиентов, из которых изготовлен пищевой продукт, и потребитель может с ним ознакомиться и сделать свой выбор – покупать этот продукт или нет.

Также очень важно, что отдельное дополнение в законе содержит перечень аллергенов: теперь всем будет понятно, что именно считается аллергенами. Если оператор пищевого рынка производит продукт, который содержит ингредиент или иной пищевой продукт, который принадлежит к аллергенам, он должен соответствующим образом обозначать это на этикетке или в меню ресторана – выделять жирным шрифтом и большими буквами.

Увеличен и размер шрифта, которым потребителю предоставляется информация на этикетке. Сейчас у нас минимальный размер шрифта составляет 0,8 мм, то согласно новому закону он должен быть не менее 1,2 мм. Для маленьких упаковок – 0,9 мм. Текст должен быть четким, легким для восприятия, не искажаться другой необязательной информацией, не стираться.

Но закон направлен на то, чтобы защитить интересы не только потребителей, но и добросовестных операторов рынка. Поскольку если есть четкие требования к предоставлению информации и ответственность за невыполнение закона, то недобросовестных участников цепочки поставок будут выявлять, штрафовать и изымать партии товара, которые не соответствуют требованиям этого закона.

Одна из главных задач документа – в том, чтобы потребитель получил максимальный объем информации о пищевом продукте, которая не должна вводить в заблуждение. И благодаря этому сможет сделать осознанный выбор и определиться – хочет ли он купить именно этот продукт или какой-то другой.