Все слаще и слаще: производители шоколада отвоевывают экспортные позиции

Все слаще и слаще: производители шоколада отвоевывают экспортные позиции

Тем временем на их собственном рынке закрепляется продукция из стран ЕС

Все слаще и слаще: производители шоколада отвоевывают экспортные позиции

Производители шоколада в Украине уже почти оправились от кризиса, вызвавшего резкое снижение экспорта их продукции, и постепенно возвращают утраченные позиции. Если в 2013 году экспорт составил 166,1 тыс. тонн, то в 2014 году объем продаж на внешние рынки упал до 96 тыс. тонн, в 2015 году – еще почти на треть, до 67,7 тыс. тонн, а в 2016 году – снизился до минимума за последние шесть лет – до 58,5 тыс. тонн. «Падение экспорта шоколада в 2013-2015 гг. было вызвано усложнением торговых отношений с Россией и, как следствие, закрытием этого рынка для украинских поставщиков. За этим последовали проблемы в торговле с Беларусью и Казахстаном, в которые украинский шоколад также поставлялся в больших объемах», – объясняет причины падения экспорта консультант аналитического департамента компании Pro-Consulting Андрей Мокряков.

Однако достигнув дна, производители начали возвращать утраченные позиции, и экспорт украинского шоколада растет уже второй год подряд, хотя и не настолько быстрыми темпами. По данным Pro-Consulting, в 2017 году по сравнению с 2016 экспорт вырос на 4,3% до 61 тыс. тонн, а за прошлый год по сравнению с 2017 – увеличился еще на 3,9%, до 63,4 тыс. тонн. «Украинские кондитеры начали расширять рынки сбыта, пока – за счет увеличения их количества. Если в 2013 году более 40% приходилось на экспорт в Россию, то в 2018 году доля крупнейшего торгового партнера не превышала 10%», – пояснил Мокряков.

Рост экспорта шоколадной продукции обусловлен в первую очередь осваиванием новых перспективных рынков и укреплением позиций на рынках Европы и США, сообщила iAgro ассоциация «Укркондпром», уточнив: экспорт в ОАЭ в 2018 году вырос на 78%, а с 2015 года – почти в четыре раза, также с 2015 года экспорт шоколадной продукции в Соединенные Штаты вырос примерно в восемь раз, в страны ЕС – вдвое.

При этом, уточнили в «Укркондпроме», в торговле со странами СНГ продолжается падение объемов – экспорт на эти рынки за период с 2015 года сократился на 35%, в 2018 году падение составило около 13%. «В первую очередь, снижение происходит из-за значительного прироста логистических расходов. Как известно, с 2016 года Россия запретила транзит кондитерской продукции по своей территории, что сразу же привело к значительному удорожанию логистики – примерно в 2,5 раза. В 2018 году ситуация с экспортом в страны Центральной Азии и Кавказа только ухудшилась, так как «Укрзализныця» подняла ставки платы за использование вагонов в шесть раз, что привело к еще большему удорожанию логистики и как результат – конечной стоимости продукции.  Украинскую кондитерку на этих рынках теперь замещает российская продукция», – сообщила ассоциация «Укркондпром».

Однако пока украинские кондитеры наращивают продажи за рубеж, на их собственном рынке становится все больше импортного шоколада. По данным Pro-Consulting, в 2018 году импорт шоколада в Украину вырос по сравнению с 2017 годом более чем на треть – на 37% до 27,9 тыс. тонн. По мнению Андрея Мокрякова, динамика импорта шоколада напрямую связана с поведением валютного курса, особенно когда речь идет не о товарах первой необходимости. «В 2017 и 2018 годах изменение курса не превышало 5%, а на фоне роста платежеспособности спроса выросла и доля потребителей импортной продукции. Еще один фактор – импортный рынок в три раза меньше объема продукции, отправляемой на экспорт. А чем меньше объем в целом, тем большая его чувствительность по абсолютному и относительному росту», – пояснил он.

«Укркондпром» отмечает, что значительные темпы роста импорта шоколада обусловлены увеличением поставок из ЕС: около 93% импорта этого продукта в Украину – именно из европейских стран, и в 2018 году он вырос на 38%. «Это связано, в первую очередь, со взаимным увеличением товарооборота между Украиной и Евросоюзом вследствие подписания Соглашения о зоне свободной торговли», – сообщила ассоциация.

Но здесь интересна динамика: если сравнивать с 2015 годом, то экспорт шоколадной продукции из Украины в ЕС увеличился за это время в два раза, импорт – в 3,7 раза. В то же время, в 2018 году темпы роста экспорта и импорта шоколада в торговле с Европой росли уже соизмеримыми темпами, и украинский экспорт шоколада в Евросоюз вырос более чем на 34%.

В итоге, если в 2015 году доля стран ЕС в структуре украинского экспорта шоколада была около 14%, то на данный момент – 28,5% украинского экспорта шоколада идет на европейский рынок. «Это говорит о том, что украинские производители активно осваивают этот рынок, несмотря на определенные препятствия. Отечественной кондитерке довольно сложно попасть на полки торговых сетей в ЕС из-за особенностей их работы с поставщиками продукции», – отмечают в «Укркондпроме».

При этом, по предварительным данным «Укркондпрома», в 2018 году производство шоколада в плитках (с начинкой и без) выросло весьма существенно – почти на 33% по сравнению с 2017 годом, но ассоциация не приводит абсолютных цифр производства.

У Pro-Consulting немного другие цифры: по данным компании, в 2018 году производство шоколада в Украине выросло на 21,7% до 73,1 тыс. тонн. Однако при этом производство шоколада с добавлением зерновых, фруктов и орехов увеличилось в полтора раза, обычного шоколада без начинки – на 10%, а шоколада с начинкой – сократилось на 2%.