Продбезопасность по-корейски: Posco Daewoo купила долю в зерновом терминале Николаева

Продбезопасность по-корейски: Posco Daewoo купила долю в зерновом терминале Николаева

Актив в Украине поможет корейцам нарастить объемы торговли зерном

Продбезопасность по-корейски: Posco Daewoo купила долю в зерновом терминале Николаева

Корейская Posco Daewoo 12 февраля подписала соглашение с украинской логистической компанией Orexim Group о приобретении у нее 75%-ой доли в экспортном зерновом терминале в Николаевском морском порту. Об этом сообщило южнокорейское издание Pulse.

Руководитель Orexim Group Юрий Будник на своей странице в Facebook подтвердил заключение сделки. «В течение последних 2 лет мы работали над большим соглашением по привлечению инвестиций в наш портовый актив. Наконец, вчера, 12.02, мы подписали соглашение с одной из крупнейших компаний Южной Кореи и мира – Posco Daewoo», – написал он. По словам Юрия Будника, детали соглашения не раскрываются, но «речь идет о миллиардных суммах и сотнях дополнительных рабочих мест».

Принадлежащий Orexim Group Николаевский комбинат хлебопродуктов сейчас располагает мощностями для хранения всего лишь 60 тыс. тонн зерна. Однако летом этого года планируется закончить строительство терминала, который позволит Orexim Group одновременно хранить 150 тыс. тонн, а также отгружать на экспорт 2,5 млн тонн зерна в год.

В отчете компании указано, что и покупка терминала, и создание в Украине дочерней компании были в планах Posco Daewoo еще в 2017 году. Дочерняя компания Posco Daewoo Ukraine, LLC уже создана, а терминал – практически куплен. Эти активы послужат планам корейской компании увеличить объемы торговли зерном: если в 2015 году объем торговли Posco Daewoo составил 0,85 млн тонн, то в 2017 году – 3,2 млн тонн, а в ее планах – довести к 2020 году этот показатель до 8 млн тонн.

На сайте самой Posco Daewoo информации о сделке с Orexim Group пока нет. Тем не менее, издание Pulse со ссылкой на южнокорейскую компании сообщила, что Posco Daewoo в результате подписанного соглашения сможет контролировать всю цепочку поставок зерна, производимого в Украине, и более эффективно управлять его запасами. При этом южнокорейская компания отмечает, что рост экспорта зерновых из Украины растет, и к 2027 году может увеличиться до 75 млн тонн. А сделка будет также способствовать продовольственной безопасности Кореи, поскольку поставки зерна в эту страну в значительной степени зависят от экспорта, а обеспечение собственной кукурузой и пшеницей составляет всего лишь 1%. В частности, только в 2017 году Корея импортировала 10 млн тонн кукурузы и 5 млн тонн пшеницы.

Директор департамента аналитики компании Marcoрolo Commodities, советник президента Украинской зерновой ассоциации по аналитике Елена Нероба рассказала iAgro, что корейской компании Украина интересна, так как она уже давно торгует нашим зерном. И данная сделка – это скорее минимизация рисков. «Корея – не самый ключевой наш покупатель, но они вполне могут рассматривать украинский рынок как альтернативу американским «качелям», – сказал она.

Сумма сделки не раскрывается, однако ее можно оценить косвенно – по стоимости строительства терминалов аналогичной мощности. Например, в 2016 году в том же Николаевском порту был запущен терминал китайской COFCO Agri, мощности единовременного хранения зерновых в котором составили 136 тыс. тонн, а мощность по перевалке – 2,5 млн тонн. Инвестиции в данный проект, примерно сопоставимый по этим параметрам с терминалом Orexim, составили 75 млн долларов. Еще одна цифра для ориентира: в терминал вдвое большей мощности (единовременное хранение 290 тыс. тонн, перевалка – 5 млн тонн в год), который строит в порту «Южный» компания MV Cargo, инвесторы вложили как раз вдвое большую сумму – 150 млн долларов.

Однако по словам специалиста в сфере строительства и эксплуатации элеваторов, пожелавшего сохранить анонимность, общая смета на строительство портовых элеваторов очень сильно зависит от множества факторов, поэтому средняя цифра в 450 долларов за тонну хранения может служить весьма приблизительным ориентиром для оценки стоимости всего проекта. «В каждом конкретном случае это может быть и значительно дороже, и значительно дешевле. Многое зависит от оборудования, которое используется, а также задач, которые заложены в проекте. И еще – от 38 различных оговорок», – отметил он.

Тем не менее, сколько бы ни стоила эта сделка, инвестиция Posco Daewoo может стать крупнейшим корейским вложением в Украину за последнее десятилетие. В частности, по данным Государственной службы статистики, объем средств, поступивших из Кореи в украинскую экономику, по состоянию на 1 января 2010 года составлял 171,5 млн долларов, и к 31 декабря 2017 года (данных за 2018 год еще нет) он вырос всего лишь до 198,8 млн долларов, то есть на 27,3 млн долларов за 8 лет.

Posco Daewoo уже давно присматривалась к зерновым терминалам в Украине. Еще в октябре 2017 года Ассоциация морских портов Украины (АМПУ) сообщала, что представители корейской компании посетили порт Черноморск, чтобы оценить его как площадку для строительства комплекса по перевалке зерновых грузов и продуктов их переработки.

Фото: POSCO Newsroom