Своя свадьба: инициатива по «борьбе» с ФОП агросектор практически не затронет

Своя свадьба: инициатива по «борьбе» с ФОП агросектор практически не затронет

И вряд ли решит проблему налоговой оптимизации

Своя свадьба: инициатива по «борьбе» с ФОП агросектор практически не затронет

Министерство социальной политики выступило с инициативой жестко ограничить использование при оформлении трудовых отношениях между работодателем и нанимаемым работником формы гражданских взаимоотношений и ФОП (физическое лицо-предприниматель) вместо найма таких сотрудников на работу. Министерство разработало соответствующий законопроект, который обнародовало для обсуждения.

Определять «причастность» компаний к трудовым отношениям с физлицами в Минсоцполитики предлагают по семи критериям. И если при проверке работодателя будут обнаружены хотя бы три из них, то компания-нарушитель будет оштрафована на 30 минимальных заработных плат (сейчас это более 125 тыс. гривен) за каждого нетрудоустроенного сотрудника.

Критерии такие:

1) периодически (два и более раз) лицо получает вознаграждение за работу в интересах третьего лица;

2) выполняет работу лично согласно конкретной квалификации, профессии, должности по поручению и под контролем лица, в интересах которого выполняется работа;

3) вознаграждение за выполненную работу (предоставленные услуги) является единственным источником дохода лица или составляет 75% и более доходов в течение шести календарных месяцев;

4) лицо, в интересах которого выполняется работа, определяет рабочее место, на котором выполняется эта работа;

5) лицо выполняет работу, подобную той, что выполняется штатными сотрудниками работодателя;

6) лицо, в интересах которого выполняется работа, организовывает условия для ее выполнения (оборудование, инструменты, материалы, сырье, рабочее место);

7) продолжительность рабочего времени и отдыха устанавливает лицо, в интересах которого выполняется работа.

В этой инициативе граждане усмотрели в первую очередь наступление на малый бизнес и попытки ликвидировать легальные схемы оптимизации налоговой нагрузки. В сети вспыхнула острая дискуссия. Однако аграрному сектору данные новшества угрожают в минимальной степени, считают опрошенные iAgro эксперты. При этом они затруднились назвать даже приблизительное число ФОПов, задействованных в сельскохозяйственной сфере. «Аграрный бизнес работает на специальном режиме налогообложения, поэтому у него своя «свадьба», – говорит экономический эксперт Алексей Кущ.

Если законопроект все же будет принят, то его нормы напрямую коснутся IT-сферы и юриспруденции, где форма трудоустройства в виде ФОП используется наиболее активно. По мнению Тимофея Милованова, почетного президента Киевской школы экономики, новшество также затронет сферу торговли и общепита, где использование ФОПов широко распространено – многие кафе и рестораны функционируют как два отдельных юридических лица.

Однако Алексей Кущ сомневается, что эта инициатива Минсоцполитики будет реализована в жизни. «До выборов это решение принято не будет, потому что никто из нынешних политиков не захочет заканчивать политический цикл в роли «могильщика» малого бизнеса. Точно так же эта инициатива не будет внедрена и в следующем году, потому что никто не захочет начинать новый политический цикл с похорон малого бизнеса», – считает он.

По мнению Алексея Куща, скорее всего, вопрос трансформации налогового законодательства актуализируется в 2021 году. «Не исключаю, что какие-то элементы будут применены, но не в том формате, в котором это предлагается сегодня. Потому что если будет внедрена нынешняя инициатива Минсоцполитики, то фактически это будет означать, что малый окажется либо окончательно ликвидирован, либо он уйдет в тень», – сказал он.

В сопроводительной записке к законопроекту министерство прописало, что его основной целью является защита работника, который в случае ненадлежащего оформления трудовых отношений поражается в правах и, в частности, теряет право на социальный пакет: отпуск, больничный, гарантию сохранения рабочего места и выплаты зарплаты при выполнении им государственных или социальных обязательств.

Заместитель директора Европейской Бизнес Ассоциации Светлана Михайловская считает, что реформу трудового законодательства следовало бы начинать не с таких новаций, а с утверждения нового Трудового кодекса, обновленная редакция которого была принята в Верховной Раде в первом чтении еще в 2015 году, но с тех пор не продвинулась. «Ведь мы с вами все еще живем по советскому трудовому законодательству», – отмечает она.

По мнению Михайловской, если говорить о том, что весь персонал необходимо перевести на прямое трудоустройство, тогда следует параллельно снижать налоговое давление. «Давайте выводить из тени, а не наоборот, усложнять или ставить дополнительные барьеры действительно честному бизнесу. Нам кажется, эта инициатива Минсоцполитики – очень точечное, вырванное из контекста и несистемное решение на пути к правильной цели – борьбе с нелегальным трудоустройством. Нужно снижать налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и вводить разумные переходные периоды», – сказала она.