Глава Госрыбагентства: Легальным субъектам рыбной отрасли трудно конкурировать с браконьерами

Глава Госрыбагентства: Легальным субъектам рыбной отрасли трудно конкурировать с браконьерами

Ярослав Белов — о рыбном потенциале Украины, господдержке, платном рыболовстве и новых технологиях в борьбе с браконьерством

Глава Госрыбагентства: Легальным субъектам рыбной отрасли трудно конкурировать с браконьерами

Конец 2018 — начало 2019 для рыбного хозяйства Украины были непростым периодом. Нестабильная ситуация в Азовском море, неопределенность статуса украинских рыбаков в этом регионе и некоторая несогласованность действий участников рынка вызвала опасения, что показатели работы этой отрасли могут ухудшиться. Но, несмотря на все сложности, итоги прошлого года оказались довольно оптимистичными: промышленный вылов рыбы за год увеличился почти на 8% по сравнению с 2017-м, составив в абсолютных показателях 15 977 тонн, для украинских морепродуктов открываются новые рынки, а профильное министерство одобрило программу государственной поддержки рыбхозов. Да и украинско-российский протокол по лову на Азове подписан

Председатель Государственного агентства рыбного хозяйства Украины Ярослав Белов рассказал iAgro, в каком направлении движется реформа рыбного хозяйства Украины, каких изменений следует ожидать промышленным рыбакам, на сколько может вырасти вылов рыбы в ближайшие пять лет, почему рыболовам-любителям нужно будет брать на рыбалку свой смартфон и как могут вырасти штрафы за незаконный вылов рыбы.

Госрыбагентство разработало Стратегию реформирования развития рыбного хозяйства. На какой стадии находится этот документ?

Стратегия была разработана и согласована Министерством аграрной политики и продовольствия Украины, сейчас она разослана заинтересованным центральным органам исполнительной власти, потом будет доработана с учетом замечаний, и после того — вынесена для рассмотрения Кабинетом министров. Этот документ предусматривает первоочередные меры по развитию отрасли лишь на пять лет, но мы ожидаем, что эффект будет существенный. Если в 2018 году по предварительным данным вылов водных биоресурсов в Украине составил около 90 тыс. тонн (в том числе, океанический лов), то через пять лет после начала реализации этого документа, мы ожидаем роста объема до 180 тыс. тонн.

Одновременно со стратегией Госрыбагентство уже работает над разработкой плана мероприятий и документов, необходимых для ее реализации.

Что предусматривает этот документ? Какие изменения ждут отрасль?

Основные направления развития отрасли таковы: развитие аквакультуры, реформирование сферы коммерческого рыболовства и борьба с незаконным, неподотчетным и нерегулируемым рыболовством (ННН-рыболовство).

Первое направление — довольно содержательное. В прошлом году Кабмин предоставил возможность компаниям, которые занимаются аквакультурой (то есть выращивают товарную рыбу или рыбопосадочный материал) получать льготные кредиты. Но аквакультура — это один из самых сложных технологических процессов, ведь субъект хозяйствования, начиная бизнес, получит прибыль только через два года, по осетровым — только через семь лет.

У бизнеса должно быть достаточно оборотных средств, чтобы взять в аренду водный объект, оплатить все налоги, аренду и плату за спецводопользование, закупить зарыбок и корма. Поэтому Госрыбагентство выступает за всестороннюю поддержку субъектов хозяйствования, которые занимаются аквакультурой. Минагрополитики уже разработало проект закона, который позволит таким компаниям участвовать в других программах господдержки, а не только в льготном кредитовании.

Стратегия реформирования отрасли предусматривает также и урегулирование вопросов, связанных с арендой и приватизацией гидротехнических сооружений рыбохозяйственных технологических водоемов, то есть водных объектов, которые принадлежали государственным рыбохозяйственным предприятиям, которые были приватизированы. В результате этого гидротехнические сооружения рыбоводческих прудов остались в государственной собственности. Количество таких гидросооружений на сегодня составляет 4404 инвентарных объектов. Они сейчас принадлежат государству и запрещены к приватизации. Но компании, которые их эксплуатируют, не имеют стимула инвестировать в развитие, ремонт или поддержку этих объектов в надлежащем состоянии, ведь это не их частная собственность. Поэтому мы прорабатываем вопрос приватизации хотя бы тех гидротехнических сооружений, которые не связаны с защитой территорий от подтопления и вредным воздействием вод.

Также необходимо урегулировать вопрос предоставления в аренду части водохранилищ комплексного назначения для размещения рыбоводческих прудов, таких, например, как каскад Днепровских водохранилищ. Но вопрос предоставления в аренду их частей в настоящее время не урегулирован и сейчас на этих водных объектах ведется только промышленное рыболовство. То есть компании вылавливают рыбу, которая выросла сама, но брать в аренду участки водохранилища для выращивания рыбы не имеют возможности. С другой стороны, у бизнеса есть уже такое желание: в Киевской области действует достаточно успешное предприятие, которое выращивает осетровых и производит черную икру и экспортирует свою продукцию. Компания желает взять в аренду часть Каневского водохранилища для размещения садов. Но сегодня нет законодательной базы предоставить ей такую ​​возможность. Поэтому мы разработали проект закона, который это позволит.

На сегодня у нас есть инвесторы, которые заинтересованы вкладывать в развитие марикультуры. Части акваторий моря предоставляются в аренду распоряжениями Кабинета Министров Украины и Госрыбагентство уже разработало первый проект такого распоряжения по Черному морю, который проходит процесс согласования в Минагрополитики, после чего будет направлен на согласование с центральными органами исполнительной власти.

В случае принятия распоряжения, этот проект может стать пилотным для развития марикультуры, так как подобные предприятия у нас остались на временно оккупированной территории.

Какие изменения ожидают коммерческое рыболовство в случае принятия Стратегии?

Мы планируем усовершенствовать распределение квот таким образом, чтобы первоочередное право на вылов рыбы получали компании, которые имеют собственную материально-техническую базу, мощности для хранения и переработки рыбы. Это даст толчок развитию именно того бизнеса, который создает добавленную стоимость.

Также мы хотим, чтобы промышленное рыболовство участвовало в зарыблении природных водоемов. На сегодня компании получают квоты на вылов рыбы, платя при этом сбор за специальное использование рыбы. А расходы на зарыбление несет преимущественно государство, поскольку зарыбление водоемов для бизнеса — дело добровольное и желающих сегодня немного. Компании оплачивают сбор за специальное использование водных биоресурсов, но его размер очень мал. Например, размер сбора за 1 кг выловленного толстолобика составляет 38 копеек, эти средства поступают в бюджеты различных уровней, но они не покрывают всех расходов, которые несет государство при зарыблении водоемов. Если мы обяжем субъектов хозяйствования воспроизводить запасы ихтиофауны, то они, понимая, что им нужно покупать зарыбок в следующем году, будут заключать договоры с компаниями, которые выращивают этот зарыбок. Таким образом, мы дадим толчок для компаний, которые занимаются аквакультурой и в то же время поддержим определенный экологический баланс тех видов рыб, которые чрезмерно эксплуатируются, особенно на внутренних водных объектах.

Чего ждать от реформ рыбакам-любителям? Будет разрешено свободное рыболовство как сегодня, или все будет только за деньги?

Сейчас мы работаем над концепцией платного рыболовства, но она не будет касаться гарантированного государством права общего пользования водоемами и водными биоресурсами. Сегодня каждый гражданин имеет право выйти на водоем и выловить суточную норму вылова водных биоресурсов (3 кг рыбы). Если же рыбак хочет поймать больше этой нормы, то мы можем предоставить такую ​​возможность за соответствующую плату.

В идеале это будет выглядеть следующим образом: вы заходите со своего смартфона в личный кабинет специального сервиса, платите с карты определенную сумму, получаете подтверждение, что в определенный день вам разрешено в определенном водоеме выловить определенное количество рыбы. После этого вы идете на водоем и рыбачите. Если вам подходит инспектор и хочет проверить, законно ли вы ловите рыбу, он сможет со своего смартфона зайти в этот сервис и все увидеть.

А уплаченные рыбаками средства будут направляться в Фонд поддержки рыбного хозяйства, о котором я скажу ниже, и использоваться на зарыбление водоемов. В разных странах вопрос любительского рыболовства решен по-разному: есть страны, в которых осуществляется бесплатное рыболовство, а есть те, где рыбалка только платная. Но это — серьезная индустрия. Например, в Соединенных Штатах она занимает хотя и небольшую, но часть ВВП страны.

В Украине, наблюдая сегодня за субъектами хозяйствования, предоставляющих услуги рыболовства рыбакам-любителям, мы видим, что этот вид досуга пользуется большим спросом. Иногда, чтобы порыбачить на платном водоеме, необходимо записываться заранее, а один день рыболовства может стоить 200, 300 и даже 500 гривен. То есть люди готовы за это платить. Поэтому целесообразнее сделать так, чтобы люди могли платить за рыбалку, эти средства могли аккумулироваться в Фонде, а затем — тратиться на зарыбление этих водоемов.

Браконьерство стало серьезной проблемой для рыбной отрасли. Как планирует Госрыбагентство бороться с этим злом?

Речь идет не только о браконьерстве. Есть такое понятие как незаконное, неподотчетное, неконтролируемое рыболовство. Одно из основных направлений борьбы с ННН-рыболовством — усиление ответственности за нарушение законодательства. Не дожидаясь принятия Стратегии, мы разработали проект закона, который предусматривает увеличение штрафов. Он уже был одобрен Правительством и направлен в Верховную Раду (законопроект № 9125). В Украине штрафы за нарушение правил рыболовства пересматривались еще в 2003 году. В настоящее время минимальный штраф за нарушение правил рыболовства составляет 34 гривны, и это никак не сдерживает процесс соблюдения норм закона и уважительного отношения к природе. Мы предлагаем повысить размер штрафов за отдельные нарушения в 10-120 раз.

Также у нас в планах создание системы дистанционного мониторинга рыболовных судов, которая позволит инспектору рыбоохраны на смартфоне или планшете в режиме реального времени отслеживать перемещение плавсредств, осуществляющих рыболовство. И тогда ему не надо бегать по всему берегу и выяснять, где причалит лодка, и сдаст он вылов на рыбоприемных пункт, как положено, или тихонько продаст посреднику. Система дистанционного мониторинга не только улучшит контроль, но и позволит сократить количество инспекторов, будет означать экономию бюджетных средств.

Кроме того, в контексте борьбы с ННН-рыболовством мы разработали проект закона о прослеживаемости происхождения водных биоресурсов. Это мировая практика, когда государство ведет учет продавцов и покупателей рыбы, а продавцы должны сообщать о любых операциях с рыбой. Ограничив возможность заниматься незаконным выловом и реализацией рыбы, мы поможем тем субъектам хозяйствования, которые работают и платят налоги, повысить привлекательность их бизнеса. Сегодня субъект аквакультуры получает в аренду пруд, платит за аренду водоема и земли, платит сбор за специальное водопользование и все остальные налоги, и не может конкурировать с браконьером, который, ничего не платя, ночью поймал рыбу и продал ее по низкой цене.

На 100% искоренить браконьерство мы не сможем, но создадим механизм, который поможет вести учет перемещения рыбы с судна в рыбоприемные пункты, а потом — к покупателю.

Недавно Минагрополитики согласовало проект закона, предусматривающего создание Фонда поддержки развития рыбного хозяйства. Что предусматривает этот Фонд?

Создание Фонда является одним из главных пунктов Стратегии реформирования рыбной отрасли. Сегодня штрафы за нарушение рыболовства, компенсационные выплаты за ущерб, нанесенный государству, предприятиям, рыбным хозяйствам, уплачиваются в местные бюджеты. Даже деньги за проведение дноуглубления уплачиваются в местный бюджет. Но уже из местных бюджетов средства на воспроизводство рыбных запасов почти не поступают. Поэтому необходимо создать механизм, который бы позволял направлять эти средства по назначению, то есть на сбалансированное природопользование и восстановление численности водных биоресурсов. Основная идея этого законопроекта — установить перечень источников поступлений в Фонд и перечень направлений использования. Такой Фонд работает в ЕС, Норвегии, Латвии. Наполнение Фонда планируется за счет части налогов и сборов, которые сегодня уплачиваются в государственный и местный бюджеты.

Основные направления использования — научное обеспечение отрасли, очень недофинансированной, а в рыбном хозяйстве все начинается именно с науки и воспроизводства водных биоресурсов и экосистемы.

В прошлом году активнее, чем в предыдущие годы, осуществлялось зарыбление водоемов. Насколько существенным было увеличение этого показателя и дальнейшие планы?

В 2018 году за средства государственного бюджета было вселено свыше 14 млн экземпляров рыбы. Если последние 7 лет зарыбление происходило только по Каховскому водохранилищу в пределах Херсонской области, то в прошлом году мы значительно расширили географию вселения водных биоресурсов. Так, Киевское водохранилище пополнялось рыбой 4 раза. Также зарыбливали Каневское, Кременчугское, Каховское, Днестровское водохранилища, реки Днестр, Десна, Южный Буг, Сула и многие другие. По видам рыбы, это была и краснокнижная стерлядь, которая запрещена к вылову, и щука, сом, растительноядные виды рыбы.

Основным приоритетом сегодня является зарыбление малых рек всей страны, на что будут направлены мощности государственных рыбовоспроизводительных заводов.