«Баржу с херсонскими арбузами ждите в столице после 10 августа»

680

Баржа с арбузами, пришедшими в Киев год назад, не только стала поводом для многочисленных шуток и мемов, но и существенно сбила цену на эту ягоду. Будут ли в этом году новые рейсы с херсонскими арбузами, когда ждать очередную партию бахчевых в столице, и о чем мечтают херсонские производители полосатых ягод, iAgro рассказал Александр Мусиенко, директор ООО «Южный экспорт ЛТД».

В этом году киевляне смогут снова насладиться херсонскими арбузами. 500 тонн сладкой ягоды будут доставлены с южных полей баржей компании «Нибулон» прямо в столицу, на Подол. Первоначально у нас были планы загрузить арбузами баржу на Киев 25-26 июля, но погода внесла небольшие коррективы – пошли дожди, и теперь загрузка сместилась примерно на 5 августа. Погрузка займет 1-2 дня, после этого они проведут в дороге еще около 5 дней, и после 10 августа можно уже ждать ягоду в столичной сети супермаркетов «Сильпо».

Конечно, если везти автомобилем, то всего сутки – и арбуз уже в Киеве. Однако с нашими дорогами в конце пути получается до 10% брака. А баржей хотя арбуз везется дольше, но на воде нет ям.

Это будет вторая, после многолетнего перерыва, доставка арбузов в Киев по Днепру. В прошлом году, когда мы отправляли первую баржу, то очень переживали, как все пройдет. Однако все вышло хорошо – «Нибулон» обеспечил хорошую транспортировку: в солнечную погоду люки баржи были закрыты, только включалось проветривание, а на ночь их открывали, и арбуз путешествовал в оптимальном температурном режиме. Поэтому, когда баржа пришла в Киев и ее стали выгружать, то отходов практически не было.

Мы стараемся сохранить целостность ягоды, начиная с этапа сборки в полях. Если раньше арбузы срывались и скатывались в кучки, а оттуда уже грузились на машину, то в этом году у нас более бережная технология – у каждого сборщика полоса поля шириной в 2,5 м, с которой он собирает арбузы и подает на машину. В порту арбузы перед погрузкой на баржу проходят еще одну стадию контроля – нет ли на них повреждений. После этого они грузятся в картонные короба, пришпиленные к деревянным поддонам. Потом с помощью крана поддоны подаются на баржу, где их снимает и распределяет погрузчик. Также и происходит выгрузка – коробка выгружается вместе с поддоном, что позволяет избежать повреждений арбуза при транспортировке.

На Киев планируется отправить четыре баржи, если матушка-природа не внесет свои коррективы. Ведь в прошлом году мы также планировали четыре баржи, но уже после отправки первой началась аномальная жара: на полях температура доходила до 55 градусов по Цельсию. Из-за жары практически весь урожай арбуза и дыни сгорел.

Ранние арбузы, которые после высадки накрываются пленкой, уже отошли, и на баржу попадут более «экологичные» ягоды. В первой партии будут арбузы сорта «Продюсер» и бескосточковые арбузы сортов «Бостон» и «Огонек», которые выращивает ЧП «Александр А. Синенко». Эти ягоды интересны тем, что у них длинная технология выращивания – семена высаживают в теплицах еще в начале зимы, потом осуществляется прививание, выращивание рассады и в грунт высаживается уже рассада. За счет этого арбуз намного слаще косточкового – если его разрезать, можно даже увидеть в разрезе словно крупинки сахара.

Доставка арбуза баржами дешевле, чем автотранспортом, и в прошлом году первая же баржа с херсонскими арбузами существенно сбила цену на ягоду в Киеве. Но когда урожай пропал, и отправлять уже было нечего, цены взлетели на такую высоту, что арбуз стал роскошью.

Одно фермерское хозяйство не может обеспечить загрузку баржи – слишком большая партия. Арбузы, которые отправятся в Киев, выращены фермерскими хозяйствами, входящими в кооператив «Южный союз». У кооператива есть планы не только на столицу, но и на доставку еще выше по Днепру, аж до Беларуси. А еще более смелые планы – поставки арбузов в Прибалтику. Но это пока только мечты.